туры в египет

отдых в кредит 0%
7 причин покупать туры у нас
региональным туристам

Отдых в Египте  > История Египта  > 

Архитектура и искусство Древнего Египта.

< назад

Призванное обслуживать потребности религии и официально-государственного культа обожествленного фараона, искусство Египта выражало свои идеи в строго канонической форме. Но, невзирая на регламентацию, оно пережило сложную эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества; в нём проявились яркие творческие индивидуальности, местные, локальные художественные явления и школы.

Невиданные до того времени общественно-государственные задачи побуждали египетских художников к поискам ясного, отточенного и впечатляющего художественного языка. Ими были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие, ритм - в архитектуре: плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура и фактура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре.

В Египте сложились многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.), особое значение приобрёл скульптурный портрет.

Памятники художественной культуры в долине р. Нил восходят к глубокой древности. В 5-4-м тыс. до н. э. примитивные жилища из глины и тростника постепенно сменяются прямоугольными в плане постройками из дерева и кирпича-сырца. Статуэтки людей и животных, росписи на стенах гробниц и сосудах, рельефы на культовых пластинах связаны с заупокойным культом и отражают магические охотничьи верования.

Изображения, как правило, геометризованы и упрощены. Пространство заполняется отдельными, не связанными друг с другом фигурами, нередко находящимися в различных планах (росписи в Иераконполе, конец 4-го тысячелетия до н. э.). Существовавший в это время принцип изображения частей человеческой фигуры в разных аспектах (то в профиль, то в фас) сохранился в искусстве Египта и в дальнейшем. На рубеже 4-3-го тысячелетий до н. э. композиция приобретает большую упорядоченность и разбивается на полосы, появляются попытки выделить размером фигуру вождя, часто представляемого в образе быка.

В период Раннего царства начинают складываться принципы древнеегипетского искусства, ставшие основой его развития на несколько тысячелетий. Формируется иерархия видов и жанров искусства. В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с поминальным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи.

Основным видом культовой архитектуры этого времени является мастаба - прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй. Геометрическая обобщенность, симметрия и статика присущи и скульптуре этого времени (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тыс. до н. э.). В рельефах усиливаются ритмическую упорядоченность композиции и графическая чёткость силуэтов, изображения строго подчиняются плоскости камня (палетка фараона Нармера, около 3000 до н. э.).

Существенное место в искусстве Древнего царства занимают настенная живопись, круглая скульптура и рельеф, тесно связанные с заупокойным культом. Статуи фараонов и их приближённых ставились в гробницах и поминальных храмах. Покрывавшие стены гробниц росписи и рельефы воспроизводят подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых - сцены приношений и празднеств, богатые поместья и изобильные поля с работающими на них рабами и т. п. В них находят широкое отражение жизнь и быт египтян. Разбитые на полосы, строго подчинённые плоскости, ритмически чередующиеся изображения бытовых сцен на рельефах и росписях отличаются, несмотря на соблюдение основных канонов, относительно большей свободой и непринуждённостью, чем изображения фараонов. В них проявляются свойственные египетским художникам богатая творческие фантазия, чувство ритма, красоты обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тысячелетия до н. э.).

В эпоху Древнего царства большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Четко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещенными ногами и т. п.), отличающиеся торжественной статикой портретные статуи этого времени поражают ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, царевича Анххафа, жреца Ранофера, писца Каи и др.). Виртуозные мастера обработки камня, египетские скульпторы не преодолевают, а выявляют его природные свойства: твёрдость, тяжесть, статику. В произведении всегда угадывается изначальная структура материала. Объёмы изваяний обобщены, переходы между ними сглажены. Тщательно выполненные детали одежды, головные уборы, ювелирные украшения играют в статуях роль декоративных элементов.

В эпоху Среднего царства в искусстве Египта появляется ряд новых черт. Гробницы фараонов утрачивают грандиозность. Пирамиды имеют теперь, как правило, лишь каменный каркас из стен, расходящихся от центра к сторонам и углам пирамиды, промежутки между которыми заполняются кирпичом, песком, обломками камней. В архитектуре проявляется влияние провинциальных традиций - мастабы сменяются скальными гробницами, вырубленными в склонах гор, входа которые обычно оформляется в виде портика с 2 или 4 колоннами. Последние нередко имеют каннелюры, круглую базу и прямоугольный абак. Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, которые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри).

В эпоху Среднего царства расширяется строительство ирригационных сооружений (каналы, плотины, дамбы, водохранилища в районе Файюма), усиливается рост городов. По остаткам г. Кахун в районе Файюма (начало 2-го тыс. до н. э.) можно судить о резком классовом неравенстве: кварталы строительных рабочих, отделённые от остальной части города стеной, состоят из маленьких глинобитных хижин; жилища вельмож, как правило, огороженные глухой стеной, строятся из кирпича-сырца и имеют множество прямоугольных помещений с колоннами и портиками, галереи, внутренние дворы; стены и потолки дворцов покрываются росписями: к дворцам примыкают многочисленные служебные постройки.

В изобразительном искусстве Среднего царства усиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц правителей номов (номархов) изображения приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, растений, зверей и птиц (росписи гробниц в Фивах, 21 в. до н. э., и Бени-Хасане, 20 в. до н. э.). Рост индивидуалистических устремлений проявляется наиболее ярко в скульптурном портрете.

Статуи фараонов при сохранении традиционных канонов композиции остро фиксируют индивидуальные и возрастные физические особенности модели. В них появляются элементы раскрытия характера (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, 19 в. до н. э.). Виртуозная обработка твёрдых пород камня (гранита, диорита) в портретах этого времени как бы отражает борьбу скульптора с материалом. Инструмент скульптора глубоко врезается в массу камня, выявляя чёткую структуру лица и придавая изображению драматическую экспрессию.

После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов (1700 - около 1580 до н. э.), искусство Египта переживает яркий расцвет в эпоху Нового царства. Успешные походы в Азию и приток богатств обусловливают исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменяются утончённо-аристократическими. Усиливается стремление к изяществу и декоративной пышности.

В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Созданный в начале 15 в. до н. э. архитектором Семмутом в Дейр-эль-Бахри представляет собой развивающийся в пространстве архитектурный комплекс, состоящий из двух ярусов террас, обрамленных портиками, обнесённого колоннадой открытого двора и вырубленного в скалах святилища. Строгие линии карнизов и протодорических колонн контрастируют своей разумной упорядоченностью с хаотическими расщелинами скал. Исполненные мягкости и изящества статуи, рельефы и росписи придают храму просветлённость и гармоническую ясность.

Усиление интимно-лирических начал характерно и для стенных росписей этого времени. В них появляются невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж (росписи гробниц Рехмира, Пахт и Джесеркарасенеба в Фивах, конце 15 в. до н. э.). В рельефах нарастают изощрённое изящество линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, начало 15 в. до н. э., гробницы Рамеса в Фивах, конец 15 в. до н. э.).

Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Такие храмы имеют, как правило, обнесённый колоннадой открытый двор с рядами монументальных лотосовидных или папирусовидных колонн, за которым следует святилище со статуями богов.

Вход в храм оформляется в виде двух пилонов с дверным проёмом между ними, перед которыми воздвигаются обелиски и статуи богов или фараонов. К храму ведёт аллея сфинксов. Стены храмов украшаются рельефами со сценами военных побед фараонов (храмы бога Амона-Ра в Карнаке, 16-12 вв. до н. э., и Луксоре, 15-13 вв. до н. э.).

В период правления фараона Эхнатона упраздняются культы старых богов, вводится культ бога Атона. Строится новая столица Египта - Ахетатон. Искусство времени Эхнатона отличается полемической заострённостью образов, гротескной утрировкой индивидуальных болезненно-уродливых черт фараона. Разрыв со старыми канонами приводит к появлению новых тем: фараон часто изображается в семейной обстановке, беседующим с женой и ласкающим детей (рельеф с изображением семьи Эхнатона, 1-я четверть 14 в. до н. э.). К концу правления Эхнатона гротескная заострённость сменяется аристократической утончённостью и классической ясностью образов. Шедеврами древнеегипетского искусства являются выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити, отличающиеся строгим изяществом линий, тонкостью портретной характеристики, мягкостью виртуозной обработки поверхности камня.

Традиции искусства времени Эхнатона продолжались его непосредственными преемниками. Сохраняя техническое совершенство и декоративное изящество, искусство Египта 1-й половины 14 в. до н. э. приобретает, однако, оттенок академической холодности (находки из гробницы фараона Тутанхамона - золотая маска, трон, сосуды, ларцы с рельефными и расписными изображениями - 1-я половина 14 в. до н. э., Египетский музей, Каир). Традиции эпохи Эхнатона продолжают сохраняться в работах ряда фиванских и мемфисских мастеров. Острой характерностью образов, непосредственностью передачи эмоций и обобщенностью контурного рисунка отличаются рельефы и росписи с изображением рабов и плакальщиков (один из лучших рельефов на эту тему - в московском Музее изобразительных искусств).

Во 2-й половине 14 в. до н. э. расширяется храмовое строительство. Сооружаются новые святилища в храмах бога Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. искусству этого времени свойственно стремление к парадной пышности и тяжеловесности форм (гипостиль храма в Карнаке с 134 массивными колоннами, с цветными рельефами на стенах и стволах колонн; см. илл.). Вновь получает распространение скальный тип храма (целиком высеченный в скале Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с 4 гигантскими статуями фараона у входа и уменьшающимися в глубину 2 огромными залами со статуями, приставленными к столбам).

Высокого уровня достигнет в Египте декоративно-прикладное искусство (сосуды и блюда из шифера, алебастра, хрусталя, фигурные туалетные ложечки из слоновой кости и дерева, золотые браслеты, ожерелья и кольца, инкрустированные драгоценными камнями, резные и расписные ларцы, художественная мебель и др.). Подчиняющиеся основным стилистическим закономерностям древнеегипетского искусства бытовые изделия отличаются строгой отточенностью форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки.

Последний расцвет древнеегипетского искусства происходит при фараонах т. н. Саисской династии (7 в. до н. э.). Для этого времени характерно обращение к древним традициям, эклектическое соединение художественных приёмов различных эпох. Тщательно обработанные и отполированные, статуи и рельефы этого периода часто отмечены академической отвлечённостью. Вместе с тем к 7 в. до н. э. относится и ряд портретов, выразительных по характеристике (статуя Мантуэмхета).

После завоевания страны Александром Македонским (4в. до н. э.) Египта включается в сферу эллинистической культуры, а позже - культуры Рима Древнего. Культовая архитектура этого времени, сочетающая античные и древнеегипетские формы, отмечена чертами эклектизма (храм бога Гора в Эдфу, 3-1 вв. до н. э.). Оригинальный сплав древнеегипетских и рим. традиций представляют собой живописные портреты 1-4 вв. н. э., найденные в оазисе Файюм. С переходом Египта под власть Византии (конец 4 в.) в стране складывается один из своеобразных местных вариантов христианского искусства. После завоевания страны арабами (7 в.) Египта становится одной из областей распространения арабской культуры.

версия для печати добавить в избранное
нашли ошибку?
как к нам проехатьо компании хочу в отпуск
все контакты
способы оплаты
поиск по сайту
перейти в раздел
карта сайта

логотип компании хочу в отпуск
7 причин покупать тур в Египет у нас |
о компании | туры в Египет в кредит |
скидки на туры в Египет | дисконтные карты |
региональным туристам | способы оплаты |

 

горящие туры в египет
Заказать тур в Египет
можно по телефону:
телефон тк 'хочу в отпуск' 984-74-02
схема проезда
в будни с 09-00 до 21 00,
в выходные с 10-00 до 19-00
   
 
 
способы оплаты туров в египет другие способы оплаты туров в египет туры в кредит в египет 0%

.